✏️ ️Посты 🌍 Путешествия Подписаться 👍 Донат
🔍
👤
18 апреля 2023
Софт скиллы: разбираемся раз и навсегда
Мой неканоничный метод

Хаос интернетов опять вынес меня на разоблачительные посты молодых айтишников, срывающих покровы с софт скиллов. Там снова рассказывают, что это мировой заговор менеджеров, с целью отвлекать творцов от священного таинства написания кода под шелест кастомных свичей механической клавиатуры.

Я уже хотел было бросить ссылку на какую-нибудь правильную статью, но обнаружил, что 100% выдачи гугла — статьи с сайтой каких-то «образовательных курсов», где копирайтеры несут что-то несвязное про важность «коммуникабельности», «креативности» и «эмоционального интеллекта» в будущей работе.

Весь контент в интернете уже давно сгенерирован нейросетями, я знаю
Весь контент в интернете уже давно сгенерирован нейросетями, я знаю

Жесть. Теперь понятно, откуда у новичков в голове такая каша. Лавандовые коучи и учившиеся по книжкам менеджеры засрали понятие «софт скиллов» так, что его не понимает вообще никто.

Хочу объяснить всё так, как это делаю я. И да, мне насрать насколько это «неканонично» и «не по книжкам». Зато так, блять, работает.



2 комментария
61
Ivan Boldyrev

... Лишь бы меньше платить.

148
Вастрик

«Меньше платить» человеку без тех скиллов, которые придётся взять на себя другим членам команды? Ну вообще это логично. Другие тратят время на те вещи, которые ты не умеешь, потому платят им. Научишься — будут и тебе.

Когда я искал ремонтников себе в квартиру, там тоже были те, которые «ну ты дай нам краску, мы её намажем», а были и те, которые «вот тут нужна грунтовка по бетону, вон там мокрый угол лучше промазать от плесени, еще у тебя щель в стене, давай её укрепим, а то трещины пойдут через два года, а за плиткой вместе поедем выберем в среду, но если не знаешь какую брать, вот контакт дизайнера на всякий случай».

Догадайся кому я заплатил больше.

Самое главное определение, которое надо прочитать пять раз и запомнить:

Софт скиллы — это всё, что не хард скиллы, но всё еще нужно на работе, чтобы дерьмо вокруг двигалось вперёд

Реальный мир — это не скриптованная игра, где нужно нажать определённый набор кнопок, чтобы победить. Он сложный и постоянно меняется. В умении адаптироваться и есть челлендж.

Сам термин «софт скиллы» придумали не мамкины скрам-мастера, а суровые ребята из Армии США в 60-х годах.

Прямо тогда, в середине холодной войны, когда главными проблемами человечества были не «ой как бы мне написать твит, чтобы никого не оскорбить», а скорее «так, ёбана, нам надо усадить тех ребят в огромную ракету и хуйнуть её прямо в Луну, чтобы к обеду были там».

В те бородатые годы суровые армейские офицеры читали всякие отчёты и задумались:

Окей, мы научили наших бравых юнцов попадать голубю в глаз из винтовки М16 со 100 метров и гонять по пустыне на Хаммере. Но когда первая группа бежала сломя голову ака Рэмбо, их быстро положили, а вторая группа, которая между собой как-то координировалась, достигала цели и выживала.

Даже суровые лидеры и секретные тактики не помогали — были какие-то непонятные отличия даже в одинаково хорошо обученных командах.

А так как американские вояки народ довольно прямолинейный, была поставлена задача данный феномен исследовать и классифицировать, дабы выпустить новую методичку.

Те самые военные методички и дали самое первое расплывчатое определение софт скиллам: это были скиллы, которые не относились к мастерству управления техникой или оружием, но при этом всё равно были необходимы на поле боя для успеха операции.

Никакого «эмоционального интеллекта» или «умения шутить шутки на zoom-созвонах» в этом списке, как видите, нет.

Вообще большинство практик лидерства и менеджмента проектов, даже в айти, сейчас исходит от методичек Армии США. Один только ADP 6-22 (да, это реальное название) стоит десяти «бестселлеров нью йорк таймс» по управлению командами. Но так как читать их и правда физически тяжело и доступно только 0.001% населения планеты, «бестселлеры» всё еще в безопасности :)



5 комментариев
30
Alexey

почему-то по ссылке дальше битая ссылка
вот pdf https://armypubs.army.mil/epubs/DR_pubs/DR_a/ARN18529-ADP_6-22-000-WEB-1.pdf

6
Alex

По ссылке про ADP 6-22 чуть ли не выдержка пресловутых Amazon Leadership Principles.

7
Andrew Ermeneu
  1. What are the four requirements of character?
    A: Army Values, empathy, Warrior Ethos, and discipline

есть)
эмпатия = эмоциональный интеллект

6
Слон Полосатый Не Частый

По аналогии, вспоминается читанное где-то, что IQ изначально было способом оценить способность человека работать с техникой не калеча окружающих/себя/технику.

9
Elias Nichupienko

Andrew Ermeneu, EQ, насколько мне известно, намного шире и ёмче, чем просто эмпатия. Эмпатия помогает мне понять собеседника. И это совсем не дар убеждения (харизма) или умение чётко формулировать мысли (лаконичность). И ещё куча других, которые только в совокупности являют собой EQ. Пруфов не будет, я всё придумал.

С хард скиллами всё просто: если этому учат в универах (или на курсах) по вашей специальности и проверяют на экзаменах — это хард скилл.

Для программиста это будет написание кода, архитектура, контроль качества, сопровождение, дебаг и еще куча всего, что вы и так без меня прекрасно знаете.

Для продукт-менеджера хард скиллами будут определение стейкхолдеров, написание юзер-стори, оценка приоритета, сроков, сбор фидбека, и так далее.

Для любой профессии вы можете составить такой список «базовых навыков юнита», без которых никуда.

Как же отличить же настоящий софт скилл от «какой-то хуйни, которая никому не нужна»?

Надо спросить себя три вопроса:

1️⃣ Я занимаюсь этим в рабочее время?

2️⃣ Это не относится к моим хард скиллам?

3️⃣ Если я перестану этим заниматься — моя команда (или проект) серьезно замедлится, провалится или заблудится?

Если вы ответили «ДА» на все три вопроса — поздравляю, вы нашли софт скилл.

Что теперь с ним делать — решайте сами. Можете его качать и расти в T-shaped сеньора или тимлида. А можете возненавидеть, выбросить и сфокусироваться на конкретных хард скиллах, чтобы однажды проснуться гениальным Линусом Торвальдсом. Всё зависит от целей.

Разберём конкретный пример. Олег — типичный миддл программист в продуктовой компании.

Список упрощенный, даже у обычного программиста там будет больше десятка пунктов, но на нём можно протестировать наши три вопроса для определения типа «скилла».

☝️ «Писать код», «тестировать» и «ревьюить код» — это точно хард скиллы. Этому учат в универе или на курсах, без этого не возьмут программистом (в идеале, конечно, кого-то может и берут 🐺).

☝️ «Делать кофе» и «подтянуться 10 раз» — уж точно не относится к хард скиллам для программиста. Но если Олег перестанет делать кофе или подтягиваться — замедлит ли это его команду? Самого Олега, конечно, замедлит, ведь он любит всё это дело, но команде скорее всего будет посрать.

Так что это не софт скиллы, а обычные вне-рабочие навыки или хобби.

☝️ «Ходить на синки» и «обсуждать фичи с лидом» — уже интереснее. Они «да» по всем трём вопросам, а значит проходят наш тест на софт скиллы.

Если в команде Олега приняты утренние синки и он перестанет на них ходить — команда потеряет часть информации и, очевидно, замедлится. Люди начнут переделывать одно и то же по несколько раз и ссориться — я много раз такое видел. Такого Олега скорее всего придётся увольнять ради выживания команды, ну и, как видите, совсем не за хард скиллы.

На следующем месте работы он может оказаться гениальным и незаменимым программистом.

☝️ «Обсуждение фич с тимлидом» также намекает, что Олег хорош в планировании, даже если он пока сам об этом не догадывается. Тимлид молодец, смекнул, что с Олегом можно быстренько погрумить следующий спринт и тут кандидат в сеньоры подрастает, потому стал его частенько звать «пообщаться в курилке».

Когда Олег догадается, что это (и еще парочка навыков) не «пустая потеря времени», а самый настоящий скилл, хоть и софт — он в душе дорастёт до сеньора. Может потом даже книжки почитает, прокачается, станет настоящим.

Тот же мысленный эксперимент можете провести и вы. Выпишите всё, чем занимаетесь на протяжении рабочей недели, и оцените каждую из вещей по трём вопросам, чтобы понять откуда у вас растут софт скиллы.

Так вы узнаете конкретный их список и вряд ли там будет булщит типа «коммуникабельности» и «эмоционального интеллекта», да?



7 комментариев
68
Mikhail Ilin

Но это же путаница! Ты называешь буллщитом как раз скиллы! А то что ты в примере привел это просто варианты потребления этих скилов.

Будучи коммуникабельным чел легко идет на контакт и обсуждает что угодно с кем угодно. Без эмоционального интеллекта сложно заметить что никому не нравится когда ты проебываешь митинги. Ну и так далее.

62
Вастрик

«Коммуникабельность» и «эмоциональный интеллект» — это буллщит от воннаби-психологов из твиттера, начитавшихся дерьма в их попсовых книжках и на любой пук начинающих «отстаивать свои границы». Они всех заебали. Это не софт скиллы.

Когда появляется абстрактная хуйня, которую никто не понимает и не умеет использовать на практике — это булщит. Цель моего поста именно в том, чтобы его стало меньше, а конкретики больше.

60
Mikhail Ilin

Следуя твоей логике «программирование» это тоже булшит от вонаби айтишников 🤪
А на самом деле им нужно просто уметь писать работающий код на питоне.

18
Джон дхое

Ну типа да, "программирование" не хард-скилл, а "писать работающий код на питоне" — хард-скилл :D

42
CO5MONAUT

Мне кажется, разница как в раз в том, что коммуникабельный ≠ полезный. Можно быть сколько угодно коммуникабельным, но от этого обсуждение фичей с лидом и синки не станут полезней. Качать скилл "обсуждение фичей с лидом" будет куда профитней и понятней, чем качать коммуникабельность, под которой не понятно что подразумевается, какая ее полезность и что вообще нужно чтобы ее развить🤔

10
Anton Lukin

Вот тупо пример с работы - новенькая на работе в позиции продажника, супер коммуникабельная, всех знает, со всеми на кофе ходит, все о ней слышали и уже после пары недель знала народу наверно больше чем я за 2 года. Но вот проблема - по прошествии полу года из этой "коммуникации" и ее митингов/обедов/ужинов со всеми вокруг не вылезло ни-че-го, от слова совсем. Вот буквально 0 результатов.

Другой пример, парень тоже продажник на том же уровне, вышел на месяц позже нее, тихоня который сидит у себя в компе и пообщаться с ним получается только по делу, сливается со всех кофе/обедов/ужинов, но каким-то образом пайплайна от него дофига, и все проекты/миграции прям интересные и классные. Но вот назвать ли его коммуникабельным и с IQ-интеллектом? Очень сомневаюсь.

19
Kirill Shumilov

+1 к «коммуникабельный ≠ полезный». Так например был один коллега дофига умный по хард-скидлам и дофига коммуникабельный. В итоге каждая мало-мальская задача превращалась в двух-недельные обсуждения, даже когда его не спрашивали (в итоге других отвлекал и свои задачи не делал) :)

Так что я тоже за конкретику, а не «коммуникабельность»

Самые наблюдательные уже на примере с приготовлением кофе догадались о втором хот тейке, как бы логические вытекающим из первого.

Хард и софт скиллы всегда относительны роли.

Именно поэтому, когда молодые айтишники истерят в комментариях «да дайте уже мне официальный список всех ваших софт скиллов, я их все выучу нахуй, а если вы и сами не можете, значит вы всё врети» — это вызывает умиление.

У тебя всё еще впереди, друг! Так глаза горят!

Взять тот же кофе. Для программиста Олега приготовление кофе вообще не является рабочим навыком, как мы выяснили выше. А вот для любого бариста, наоборот, кофе будет самым главным хард скиллом.

Мы даже можем теперь попытаться представить себе человека, для которого «готовить кофе» — это софт скилл.

Например, вы американский сейлз. Вы известны по всему миру лучшим кофе из своей домашней обжарни, после которого у вас получается заключать на 20% больше сделок с клиентами. Теперь кофе — это ваш софт скилл. Даже если вы этого не планировали.



3 комментария
12
Артем Михайлов

Опечатка в заголовке - "скилалами".

37
Павел Щорс

Я погромист и варка кофе - мой софт скилл. Позволяет заводить знакомства с людьми из других команд и потом быстрее "обкашливать вопросики" мимо всякой бюрократии

8
Денис Дмитриев

Тут давеча на Подлодочке подкстик про кофе вышел. Там чувак прям явно говорит, что "потрындеть с клиентом" – это хард-скилл для баристы.

Наш программист Олег может писать абсолютно одинаковый по качеству код для одинакового REST API, но чтобы из этого в итоге получился готовый продукт, в разных командах ему пригодятся разные софт скиллы.

Шок.

Как пример, могу привести две реальные команды, в которых лично работал.

Первая — классическая, синхронная, работает по скраму в красивом офисе на 48 этаже мега-корпорации. В такой команде важными софт скиллами будет «эффективно выдавать и получать информацию на утренних стендапах» или «не психонуть, когда тебе задают один и тот же тупой вопрос уже в сотый раз, а тебя заебало уже объяснять такую банальность всем этим говноедам».

Вторая команда распределёна по всему миру, общается исключительно асинхронно. Нет ежедневных синков, нет сторипоинтов у каждой задачи, потому что всё это просто невозможно — когда разрабы из США просыпаются, поцаны из Австралии уже ложатся спать.

В такой команде на первое место выходят другие софт скиллы — «уметь планировать личный список задач на день чтобы не ебланить в ожидании» и «эффективно решать вопросики в режиме асинхронного чата».

И я видел людей, которые были хороши в одной среде, но абсолютно не выживали в другой. Ковид, кстати, очень ярко показал как процессы классических компаний частенько останавливались, когда они переходили на «удалёнку», потому что даже их лиды не понимали как работать асинхронно.

Они продолжали молиться на «утренние стендапы» по зуму, не понимая даже концепцию таймзон и что когда главный офис в США проснулся, Европа уже пьет пиво, а Австралия вообще третий сон видит.

А на тактически написанные мной заранее в чат пять пронумерованных вопросов, утром я получал "о, хэй, у тебя уже поздно, давай завтра на стендапе обсудим". Сук)0))

Это — отличный пример, когда у человека пятёрка с плюсом по «эмоциональному интеллекту», но абсолютно отсутствует софт скилл асинхронной работы.

В итоге того менеджера, кстати, уволили. Но я ушел раньше.

Так что когда я говорю про «софт скиллы» я имею в виду конкретные навыки, без которых в конкретной команде вам будет жопа. А не какие-то там абстрактные «стрессоустойчивости» и «коммуникабельности».

🤓 В качестве домашнего задания под звездочкой даю на подумать: а может ли написание кода быть софт-скиллом в такой парадигме?



10 комментариев
48
Alex

Можно ввести понятие анти софт скилла. Когда то, что-то чем ты 1. занимаешься в рабочее время, 2. не хард скилл, 3. тормозит всю твою команду.

Например, когда ты как менеджер ставишь своей команде на все 8 рабочих часов 8 митингов по часу и разработчики сгорают все за день с 0 выхлопа.

Или когда ты очень разговорчивый разработчик и любишь дискутировать так, что все митинги длятся по времени x2 и нет человека с софт-скиллом вовремя тебя остановить и навести дисциплину со временем митингов.

Простите, у меня накипело про митинги и на каждой своей новой работе мне приходится начинать с того, чтобы наводить в них порядок.

18
Сергей Лето

Я дезигнер. Иногда делаю прототипы со сложными формулами. Не сказать, что это моя прямая обязанность, делать такие детализированные прототипы. Но если все таки сделать, то экономится время на все описания и уточнение. Получается в моем случае, написание кода - софт скилл?

8
runrunrun

Очень интересная идея про анти-софт скиллы.
Прямо вспомнил несколько случаев.

1
Vladislav Onishchenko

Сергей Лето, считаю, что так и есть

2
Семен Самусев

swamp-скиллы, не иначе

7
Слон Полосатый Не Частый

Может.
Бородатый пример - экономист могущий в VB. В экселе творит чудеса и бустит перфоманс всего отдела.
Туда же авто лисп для проектировщика.
Теоретически я тестировщик, даже не автоматизатор.
Практически я маинтейню коре сервис оставшийся без овнера. Новый с нуля не напишу. А модифицировать существующий - пожалуйста.
Опять же, чтение кода сильно бустит скорость моей работы, а через нее и всей команды.

8
Polly Chikurova

Написание кода может быть софтом для менеджера, который мимолетно ускоряет так какие-то процессы вместо того, чтобы просить прогера (не относится к проду и напрямую к задачам).

2
Elias Nichupienko

Я как владелец и СЕО одно время продолжал писать код и скрипты для внутренних нужд. Думаю, тоже ушло в софт-скиллы

0
Nikita Shalnev

Вастрик, а к чему вы в итоге пришли в команде из второго примера вместо сторипоинтов? просто избавились от них без альтернативы?

У самого образовалась разница в 12 часов между командами, интересен ваш опыт. Синки используем, но раз в неделю

6
Вастрик

Nikita Shalnev, да в принципе пришли к тому же, от чего когда-то и ушли. Никакой скрам-ебанины, таски назначаются на людей сразу, каждый несет личную ответственность, дедлайн один — «сделано когда сделано», все затыки и дизайны обсуждаем просто в чате, раз в неделю собираемся обсуждаем что делать дальше.

Если надо обсудить фичу синхронно — просто созваниваешься в течение дня с тем, с кем хочешь, когда вам обоим удобно. Колл с тимлидом раз в пару недель, тоже обсудить планы и пожаловаться. Кто очень далеко (8+ часов разницы) и хочет оставаться на связи — пишут по желанию мини-апдейтики в чат чем занимались. Кто не вывозит и хочет «процессы» — отваливается и уходит сам.

Любое собеседование — это проверка на софт скиллы, хотя бы частично. Редко какой команде нужен гениальный программист, который не умеет работать с другими. Как маскот разве что.

Но иногда на собеседованиях почему-то прям отдельно хотят «проверить софт скиллы». Чаще всего это значит одно из двух:

  • Перед вами рекрутер или просто неопытный инженер, которого заставили и дали методичку. Он ничего не понимает и ему лишь важно поставить галочки в нужных пунктах, которые вы (пока) не знаете
  • Это тимлид или фаундер, которому реально важно убедиться насколько вы вписываетесь в «вайб» команды, который он прекрасно чувствует, а вы (пока) нет

Как видите, в обоих случаях присутствует лотерея.

Определить кто сейчас перед вами и ответить соответствующе — это навык, который приходит с опытом. Собеседования — это игра. Играть в неё — это тоже софт скилл :)

Здесь снова всё зависит от ваших целей.

В желанных FAANG'ах вы скорее всего встретите первый вариант, так что готовьтесь танцевать пьесу «посмотрите какой я дружный и коммуникабельный» прямо перед скучающим на той стороне индусом. Ну они потому и платят $300кк/сек. Хотите денежек — готовьтесь танцевать.

Когда прошел собеседование на оператора ИИ в 2030 году
Когда прошел собеседование на оператора ИИ в 2030 году

В стартапах будет наоборот — за все эти неуверенные ответы «ну it depends» вам точно перезвонят, а за «да это какая-то хуйня, ну её нахер» — вышлют оффер.

Я, как тимлид, который собеседует под 50 человек в год, лично нанимал как тех, так и других. Всё всегда зависело от команды. Для меня здесь нет черного или белого. Есть разные проекты и люди, которые либо работают вместе, либо нет.

Так что прекратите расстраиваться, если вас не взяли.

Могу гарантировать — если бы вас взяли, скорее всего спустя несколько месяцев вы бы сгорели дотла, не вписавшись в проект, и стали недовольным айтишником-тысячником из твиттера.

Так что всё к лучшему!



Комментировать
Комментарии 👇
egor g 18 апреля 2023 в 09:39 #
43

очень нравится, спасибо, теперь чувакам которые кричат зачем мне твой 1-1 можно более компактно это объяснять 🤝

Dmitriy Rozhkov 18 апреля 2023 в 09:42 #
84

Хороший пост, но снова не говорит, что софты помогают не только двигать дерьмо, но и плести интриги.

Sasha Fomin 18 апреля 2023 в 16:59 #
8

Спасибо за пост!

Могу порекомендовать в этом плане книгу The Staff Engineer's Path.

В ней Tanya Reilly отлично показывает, что без soft skills сеньёрам дальше в карьере будет очень трудно и больно.

Вастрик 18 апреля 2023 в 17:13 #
7

Sasha Fomin, хорошая, да. Недавно её обсуждали даже https://vas3k.club/question/19116/

Sasha Fomin 18 апреля 2023 в 17:47 #
5

Вастрик, спасибо, не знал! Я как раз про ту, на которую ты ссылку давал в The Pragmatic Engineer.

Обе книги хороши и дополняют друг друга. У Тани мне показалось больше конкретики и с лайфхаками. Она подкупает еще тем, что на какие-то проблемы она честно отвечает, что их ни hard ни soft скилами не решить, лучше не будь мудаком и уйди красиво 😄

Vladimir Bodrov 18 апреля 2023 в 18:23 #
13

Ну сказанул, раз в Армии США придумали, давайте это определение и использовать.

А чего бы тогда понятие "силы" не как в античной Греции использовать?

Согласен только с тем, что софт, всё что не хард. Но при этом хард -- это всё что выучивается. Оно не зависит от точки зрения. А вот софты, это все что "дано", это то на что харды ложаться.

Грубо говоря вот представь РПГ. Софт скиллы -- это статы. Интеллект там, Сила, Харизма. Их при определённых обстоятельствах тоже можно качнуть. Но от них будет зависеть всё остальное. Собственно, хард скиллы тогда это, ну скиллы твоего персонажа.

Вастрик 18 апреля 2023 в 18:32 #
34

Vladimir Bodrov, я не очень согласен с «дано». И то и то выучивается. Просто Харды выучиваются понятным путем курсов, универов и экзаменов, а вот Софты по прежнему многим кажутся какой-то непонятной магией, хотя точно так же тренируются работой в разных командах и над разными проектами.

Тут даже можно шагнуть дальше и сказать, что хард скиллы полностью утрачиваются при смене условного фреймворка или сферы деятельность, а софт скиллы вполне могут переноситься туда-сюда.

Что поможет в ответе на другой популярный вопрос о том, почему программист с «3 годами опыта на питоне» и программист с «10 годами опыта, но 3 из них на питоне» — это действительно два разных по уровню программиста («года опыта» я использую лишь условно, не потому что они что-то реально значат при найме)

Vladimir Bodrov 18 апреля 2023 в 18:40 #
9

Вастрик, ну это выучивание принципов, против выучивания фактов. 10 лет опыта, против года опыта повторённого 10 раз.

Хард -- это факты. Ты будь хоть надмозг, если про существование какого-нибудь фреймворка не знаешь, то и не знаешь (тут могу ошибиться, не мой домейн всё же). А софт -- это понимание, что раз для этого есть фреймворк, то и для этого может быть фреймвор. И увидев его быстрее разберёшься, просто потому что видел другой.

Но я тут не буду настаивать, если тебе твоя классификация помогает просеивать гребцов, то кто я что б тебя учить. :)

Vladimir Seregin 19 апреля 2023 в 11:49 #
7

О, у Левенчука в «Образовании для образованных» ровно то же написано, только скучнее. Но книгу всё равно рекомендую.

Yerlan Kozhakhmet 19 апреля 2023 в 11:53 #
2

Мне нравится вариант трактовки софт-скиллов как знаний, полученных непосредственно от людей
Понятие широкое, но оно проистекает из распространенной шкалы взаимодействий "человек -обьект", "человек-человек"

Tim Sattarov 19 апреля 2023 в 13:01 #
6

Вот буквально недавно прочёл пост у Лары Хоган: https://larahogan.me/blog/be-a-thermostat-not-a-thermometer/

Она вообще много пишет про soft skills. Что поделать, менеджер :)

Alexander 19 апреля 2023 в 18:21 #
12

Я это похоже, но немного по-другому формулирую (никаких умных книжек не читал):

Мы живём в реальном мире, в котором происходит достаточно много неформализуемой фигни. И люди часто сталкиваются с плохо работающими процессами, с задачами, на которые не хватает ресурсов, или с чем-то ещё, что не маппится на их картину мира. Когда это происходит, разные люди проявляют очень разные реакции. Кто-то начинает биться головой об стену, кто-то начинает быковать, кто-то начинает саботировать договорённости и делать всё по-своему, и так далее.

Чтобы общее дело двигалось вперёд, самым эффективным решением может быть проявить эмпатию, или сделать какую-то уступку, или проактивно про что-то подумать и предложить. Это и есть софт-скиллы – умение разобраться в ситуации и принять такую стратегию поведения, чтобы ситуация разрулилась в направлении, в котором хард-скиллы снова заработают слаженно и предсказуемо.

Так что я бы не сказал, что «стрессоустойчивость» и «коммуникабельность» – это какие-то оторванные от жизни вещи, просто эти слова вырывают из контекста. В "нормальной" жизни эти качества, действительно, абстракция, сами по себе они не очень нужны. Но это то, что проявляется в ситуациях, когда ты горишь, и всё горит, и ты в аду, а работу надо сделать, её никто не отменял.

Еще? Тогда вот