✏️ ️Посты 🌍 Путешествия Подписаться 👍 Донат
🔍
👤
25 марта 2018
Разговор с человеком мира. Как фрилансить и кататься по миру, даже если ты из Сибири

Продолжаем делать чатики с простыми людьми и их интересными историями. Сегодня у меня в телеграме Альбина. Айти-фрилансер из Новосибирска, пилит фронтенды и за четыре года объездила 28 стран с чемоданом и макбуком.

Мы случайно пересеклись с Альбиной в Берлине и её опыт по сути вдохновил всю эту рубрику. Сама она говорит, что ничего интересного в её жизни нет. Нет историй для глянцевых инстаграмов о диджитал-номадах, мотивирующих цитат для ванильных пабликов или секретов выживания на 1572 рубля в месяц. Есть просто опыт обычной сибирской айтишницы-самоучки, которая взяла, поехала и решала вопросы по ходу.

Обсуждаем бывает ли фриланс из-под пальмы (нет), как с российским паспортом делать по пять виз в год, живя и работая где попало, и сколько бабла на это хватает. Для тех, кому мир интереснее нового кресла от Herman Miller.

Главное — почему даже достигнув рая, ты всё равно не убежишь от экзистенциальной пустоты внутри и как с этим жить.



Комментировать

— Привет, кто такая, чем занимаешься и где живешь?

Привет, я Альбина, я фронтенд-разработчик. Живу везде, но сейчас в Бангкоке.

— Давно так?

Первый раз пожить в другом месте я попробовала в 2011 году в Тае. Через полгода вернулась. Но жить в Новосибирске мне нравилось меньше, чем на тропическом острове, поэтому начала искать варианты. Через 1,5 года продала квартиру, выбросила шмотки, отвезла книги к отцу, кота к маме, взяла рюкзак и поехала. С 2013 года больше трёх месяцев непрерывно в одном городе я не проводила.

— Та поездка в Таиланд и стала переломным моментом, после которого ты решила стать человеком мира? Ты оттуда прям работала или скорее так, отдыхала?

Это не было решение «а теперь я буду человеком мира». Я просто делала то, что хотела: нравилось — оставалась, не нравилось — переезжала. Я бы не называла тот ленивый фриланс «работой», но да, что-то я делала 🙂

Я жила там с друзьями и молодым человеком, мы преимущественно тусовались и выживали тогда. Пытались работать, но камон, там такие пляжи, а рис практически ничего не стоит.

— До этого ты всегда была фрилансером? Или по офисам тоже сидела?

Я сама научилась верстать и находить фриланс. В офисе месяца три проработала как-то — было полезно. Но обычно все же дома.

Я не ставила цели забить все время и заработать все деньги мира, скорее была хрестоматийным ленивым фрилансером. Но мне нравилось, я развивалась постепенно.

— Но на пол года в Тае тоже надо было заработать. Сколько у тебя денег в кармане было перед началом всего этого? (Дудь-mode activated!)

Это был 2011, доллар по 28 и все такое, помнишь, да.

У меня был молодой человек, который занимался подготовкой, мне было 20, я была довольна собой и необременена размышлениями о финансах. У нас было около $2000 на первое время — на аренду дома и байка, визы и все такое, плюс наши зарплаты. Мы правда думали, что будем там работать, даже смешно сейчас :)

Короче, уезжали оттуда мы с теми же $2000, только в минус.

— Минус назанимали у друзей?

Конечно, мы там все были друг другу должны в круг 🙂 Ну как-то мы там продержались, к тому же это дало базовое понимание о том, с кем можно путешествовать, а с кем нет, и как это все происходит — опыт важнее всего и блаблабла.

После возвращения хотелось «стабильности», и я быстро устроилась в аутсорс-контору в офис на полный день. Это хорошо меня прокачало. Но без острова у меня не было бы такой мотивации никогда, правда хотелось работать.

Около 6 месяцев тогда провела в офисе, все еще мой рекорд, кстати. Но там была волшебная команда, работала вместе с другом, да и остальных ребят знала. Мы все еще дружим — это был очень ценный этап.

— Потом грязная сибирь достала и началась жажда приключений?

Потом я уволилась и решила, что надо заняться собой, начала ходить на английский интенсивно. Я учила французский три года, и мой средний школьный английский это сильно подкосило. Ну вот я подумала, что сейчас пару месяцев подучу его и выше только звезды.

Но оказалось, что зима на меня действует разрушительно, и через пару месяцев я обнаружила себя не в тропиках, а в Доте.

— Дота? Ахах, рачьё!

Как ты понимаешь, после Доты сил на работу оставалось немного. Это была такая зима, когда я из дома вышла раз пять за три месяца в магазин за едой коту.

Потом я оттаяла, удалила доту и устроилась в 2гис, потому что жила в доме напротив. Через пару месяцев уволилась с пониманием, что дно пройдено и пора ехать.

— Куда поехала первым делом?

Улетела на соседний тропический остров. У меня уже были постоянные заказчики, интересный проект, я знала, как заставить себя что-то делать, где жить и сколько надо денег.

$1200 в месяц и все норм

Всё было спланировано и подготовлено.

И тогда я попала в аварию, сломала руку и оказалось, что кодить одной рукой чертовски сложно. Мне пришлось вернуться в Новосибирск зимой перед новым годом. Когда из +35 летишь в -35 сразу в хирургическое отделение — очень интересный опыт, не рекомендую повторять.

После месяца физиотерапии, когда я научилась снова пользоваться второй рукой, а не носить ее в правой, я поняла окончательно, что ничего тут для меня нет. Я улетела к другу в Москву, оттуда уже в путешествие по Китаю.

— Жостко. То есть вторая попытка тоже провалилась. Как начала третью?

Я закончила все дела, продала квартиру, вложила деньги в другую и на разницу путешествовала — работать не очень хотелось тогда.

— Почему тогда в Китай? Надолго?

Месяц в Китае + Гонконг. Потом Бангкок и острова. Мне нравится Азия, а в Гонконге я была уже и это было сильнейшее впечатление — мы, как европейская цивилизация, не имеем шансов против этой махины. Совершенно другой уровень развития мира. И было интересно, как там в Китае, плюс дешевые билеты 🙂

В Китае другая планета, когда ваш чудесный английский можете оставить дома и учиться читать иероглифы, других вариантов нет.

«Выход из зоны комфорта» в открытый космос, короче.



9 комментариев
46
riverfall

В 20 лет продала квартиру. ОК

32
klalofu

в 20 лет продала ВТОРУЮ квартиру

9
deex_iv

Каждый может

8
риэлтор

продам квартиру

6
Вася

Продам гараж, хочу кодить

6
Марена

Блть ну так и я могу будь у меня квартира лолкек

3
Сашок Напосошок

ЕБУЧИЕ МАЖОРЫ

9
Игорь Май

Тю, так рождайтесь богатыми и успешными, а то че вы как эти

3
Александр Шевченко

пхахахха че вы горите?)) нормально все у человека

— Вернемся к фрилансу в тропиках. Я вот убежден, что с пляжа невозможно продуктивно работать. Так только на стоковых картинках про «свободных фрилансеров» рисуют, в жизни не бывает. Как решила эту проблему?

У меня открылась чакра, наверное.

— Эмм, как? Научилась фокусироваться? Разделять время? Просто стало наплевать на все эти пальмы вокруг?

Такая суперсила. Я думаю, я воспитала это в себе, когда разрабатывала руку после операции: когда надо что-то делать, садишься и делаешь. Не рефлексируешь, не оправдываешь себя, а просто работаешь. Когда твоя работа заключается в том, чтобы 1000 раз согнуть-разогнуть локоть через боль, написать немножко кодца кажется сущей ерундой.

Но я прочитала все книги по тайм-менеджменту тоже, и выработала свою систему со списками. Разбить на подзадачи, написать список на день, сделать все по пунктам. И лучше иметь какую-то внешнюю привязку ко времени, типа йоги в 18:00, когда тебе кровь из носу надо закончить все, а не просто бесконечно читать RSS.

Про пальмы ты 100% прав, для этого надо сначала стать взрослым, чтобы там жить продуктивно. Но если ты взрослый, такого безумного бездумного кайфа, как в 20, ты не получишь уже.

С тех пор я рассказы о переезде в тропики слушаю с сочувствием. Пацаны, я знаю, через что вам пришлось пройти, давайте обнимемся!

— Чем ты занимаешься в свободное время в чужой стране? Ездишь по достопримечательностям? Познаешь местные йоги?

Сейчас картинка тебе будет:

И второй вариант:

У меня два вышеописаных состояния.

— То есть ты летишь на сраный остров, чтобы тупить дома?

На самом деле я больше всего люблю гулять. Просто идти по городу или парку — самое большое удовольствие. Хайкинг, вот это все. Велосипед тоже, но не здесь. Парки, природа, странные места, эксплоринг. Еда, бары, люди.

Йога тоже, но выпала на полгода, сейчас все еще вхожу в ритм назад. Я гуляю и слушаю лекции, сейчас университет Арзамаса и Открытый университет.

На выходные сваливаю куда-нибудь, или кто-то приезжает сюда, и я показываю город — дружочки, знаешь, люди.

А, я же пишу игру сейчас маме в подарок (не говори ей только, это сюрприз). 80% времени читаю книги, а когда в России, то играю в ЧГК и квиз, чтобы рассказывать занимательные истории в барах потом.

— Надеюсь, мама не читает мой блог :D Где ты находишь заказы? Модное портфолио, связи?

Последние годы я предпочитаю работу на полный день на удалёнке. Фриланс при больших трудозатратах дает меньше выхлопа (потому что я плохо организовываю его, скорее всего). Работа находит меня через знакомых по большей части — нетворкинг полезнее всего.

Вообще я собой недовольна. Всегда можно было сделать лучше, вести себя лучше, больше времени уделить проекту — много самоедства. Короче, я не знаю, почему мне дают работу, я бы себе не давала.

Хотя блин, это какое-то жеманство. Я нормальная, поэтому мне дают работу.

Я умею разговаривать с людьми, умею делать интерфейсы, отдаю много времени проекту и рассказываю людям об этом. Знаю свой профиль и сильные стороны.

Если ты нормальный, то работу тебе дадут

О своих перемещениях стараюсь не рассказывать, потому что это мое дело. Не веду блог и жадничаю фоточки.

— Про блог вот сейчас обидно было!

А почему обидно? Тебе нравится, ты делаешь. Фоточки у тебя сильно интереснее моих 🙂

— Как работодатели находят тебя-нормальную — чисто по советам от предыдущих? Получается ты работаешь только на российские компании?

Последнее время это советы или меня, или мне («напиши товарищу»). Работаю на сингапурскую компанию сейчас, до этого были и американские, и европейские.

Последний раз целенаправленно я искала работу, наверное, года 3 назад. У меня много друзей-иностранцев, они и рекомендуют. Я же нормальная, хаха.

— Бывали ли случаи, когда ты оказывалась на нуле без проектов? Срывался жирный заказ, например, а ты на него рассчитывала прожить месяц.

Совсем без заказов было только в самом начале работы, пожалуй. После этого кто-то всегда был. «Срочным» жирным заказам я не верила именно поэтому. Всегда говорила, что смогу начать через 2 недели: это нормальный срок, чтобы все закончить, и, даже если он отвалится, не потерять ничего.

«Срочно, начинаем завтра» — предоплата 100%

У меня была «черная полоса» однажды, когда за пару месяцев все пошло прахом: несколько надежных заказчиков не заплатили деньги, проекты срывались, я еще выгорела тогда. Отдохнула месяц и нашла новую постоянную работу.

— Расчётливо. Как организуешь рабочий процесс. По тайм-менеджменту может упарываешься?

Было время (каламбур). Прости, не сдержалась :)

— У всех было :D Вот как раз интересно к чему люди приходят, когда наконец выбираются из пропасти тайм-менеджмента? К доскам в трелло?

Я может аналоговая немного, но лучше блокнота и ручки ничего не помогает для организации. Длинные регулярные таски (ежедневные стендапы, встречи и т.п.) заношу в гугл календарь. Для заметок и быстрых списков использую Simplenote, он кроссплатформенный и быстрый, с моментальной синхронизацией.

Я люблю интерфейсы и разбираться в программах, поэтому у меня много всего, все попробовала. Сегодня скачала Notion, вечером посмотрю, очень многообещающая штука. На работе используем слак и джиру — этого хватает для организации.

— О, Notion сам давно хочу затестить. Пойду скачаю. Раз ты так много перепробовала, какие популярные аппы на деле оказались полным говном? Я вот конфлюенс ненавижу.

Это правда, но они своей экосистемой вынуждают тебя, знаешь. Это как необходимое зло.

Я не люблю Эверноут, просто не могу в него, он медленный и сложный — но знаю, что люди делают потрясающие вещи с ним. И я пожадничала монетки на Things 3.

Санрайз календарь еще тоже многие любили — я пыталась всё в него слить, но запуталась, он не смог смерджить одинаковые задачи из двух календарей, всё запутал, я заплакала и бросила его.

(Санрайз был куплен и убит майкрософтом в 2016-м — прим. Вастрика)

Google Keep знаешь? Просто бессмысленная фигня.

Workflowy это как vim — один раз смог и теперь ты бог (я не смогла).

Ну асаны там, бейскемпы в разных проектах были, конечно. Я не проект, я человек, я люблю блокнот и не стесняюсь этого. Организую движение блокнот-позитив, для тех, кто не стесняется, когда руки в чернилах.

Знаешь, что самое главное я узнала из тонн книг по тайм-менеджменту? Что мы все разные и нормально, если ты не можешь в какую-то систему. Что из синтеза знаний рождается что-то новое, твое.



1 комментарий
0
Артём Палевич

Привет из будущего! Notion все успели попробовать, поиспользовать пару лет и начать с него уходить на общение и другие легковесные решения (кроме ПМов, конечно). За напоминалку о workflowy спасибо, когда-то его пробовал, сейчас в поиске системы менеджмента и можно попробовать вернуться

— Как ты делаешь визы? Какая-нибудь Германия даже шенгена не даст, если не принести пять справок с работы. А ты фиг пойми где работаешь и в Россию заезжаешь нечасто. Я даже Американскую визу не могу получить в Литве, надо ехать в Москву.

Я не была в Америке, и визу не делала. Однажды может быть. Но ты знаешь, что ее можно в любом посольстве получить?

—Говорят нельзя. Консульство не для вас в Литве построено, пиздуйте в своё.

Очень странно, потому что они называют это конституционным правом свободного человека — получить визу, где бы ты ни был. Я не делала себе, но лично знаю большое количество людей, который делали визу в Америку в разных местах, и визы разного типа. Посольства в Грузии, Германии, Индонезии и Тайланде на моих глазах давали визы страждущим. Но я могу чего-то не знать 🙂

Шенген у меня годовой, раз сделал и готово. У меня официальное трудоустройство, кстати, проблем нет. Многие говорят, денег надо много иметь на карте — так сделайте кредитку и принесите справку, это тоже работает.

Визу в Китай было муторно делать, через агентство проще, но решаемо.

Мьянма, Сингапур, Кипр — подаются онлайн. В Азии почти везде штамп по прилету. В Австралии и Новой Зеландии не была, опять же.

Не люблю долгие визы, но шенген дают быстро, если уже был открытый. У меня был, соответственно. А, и шенген Испании или Греции в несоизмеримое количество раз проще, чем условной Германии или Нидерландов. Открывай их и всё.

— Официальное трудоустройство у тебя — это контракт наёмного раба? Год шенгена же пройдет быстро, придётся опять все справки собирать.

Был до этого контракт, да. Когда год пройдет, я что-нибудь придумаю 🙂

— Например? Раскрывай схемы!

Узнаю, сможет ли моя сингапурская контора предоставить нужную справку. Попрошу сделать формальную справку человека, у которого есть ИП (чо, так реально можно? — прим. Вастрика). Обращусь в агентство.

— Сама работаешь как ИП, а не физлицо? Почему так, удобнее?

Когда как — зависит от заказчика. Для меня особой разницы нет. Кстати, еще есть solar-staff.com, он помогает легально работать с фрилансерами.

У меня есть ИП, но я думаю его закрыть. Сейчас у меня контракт как физ лица, компании так удобнее, чем строить формальный документооборот с ИП из России. Я не настолько хорошо знаю нюансы ведения бизнеса в Сингапуре, чтобы это объяснить. Я человек простой — дали деньги, я заплатила налоги, все довольны.

Кстати, вот надо будет ехать в Россию, чтобы декларацию подать.

— Окей, вот виза оформлена, билеты куплены, прилетела. Появляются технические проблемы: быть на связи, например. Покупаешь местные симки или юзаешь какую-нить дримсим?

О, минутка рекламы российских сервисов. Я люблю йоту давно и прочно не только за отличное покрытие по России, но и за бесплатные мессенджеры в роуминге. То есть я приезжаю, у меня йота, на ней по дефолту всегда работает телеграм, я пишу маме, что я в порядке.

Вайфай для работы использую в коворкингах или кафе. Симку покупаю, если остаюсь где-то на 3-4 недели, до этого как-то не нужна она, на мой взгляд.

Здесь, в Азии, кстати, покупаю симки везде, а в Европе нет.

— У меня вот главная боль — это российская симка, к которой привязаны банки. Приходится раз в месяц её вставлять в телефон, чтобы сраный мегафон не забрал у меня номер.

Да!!! Я знаю, что ты из-за этого раз в месяц пишешь смешное сообщение кому-нибудь :)

— Именно, да. Плачу 50 рублей за сраную СМС-ку, чтобы сохранить номер. Дешевле способа не нашел

У йоты 4 месяца бездействия до отмены номера, насколько я помню. А еще им можно в чат написать «привет, не убивайте мой номер».

— Удивительно. А карточки банков у тебя какие? Все российские? Валютные? Или какой-нить епейментс? Может выбила себе оффшорчик в Сингапуре?

Оффшорчик бы не повредил, надо признать.

Страшная правда про Сингапур: там ужасные банковские приложения, просто кошмарные. Они дикие деньги имеют, а такой ужас для пользователя. Мой няшный рокет или более классическая альфа настолько лучше, что я даже не хочу с ними связываться.

За 100 баксов в месяц купить себе немного страдания.

А так у меня несколько счетов и карт в Альфе и Рокет для текущих расходов.

Альфабанк, кстати, на прошлой неделе заблокировал мою карту. А я сижу в Мьянме, где даже электричество не везде есть, и не могу снять с карты ничего. Два дня и шесть человек говорили мне противоположные вещи, не отвечали, вводили в заблуждение, пока не пришел супер-менеджер и не разблокировал карту. Кирпичный заводик ненависти случился тогда.

Заблокировал сотрудник по ошибке, кстати, а в ответ «приносим свои извинения» — горите в аду, пожалуйста.

— Квартиры как находишь? Airbnb?

Сейчас снимаю кондо. Вообще эйрбнб, букинг, агода для хостелов, или у друзей останавливаюсь. У меня есть воображаемый лимит на проживание, в зависимоти от страны это или панорамные окна и инфинити-бассейн, или хостел, хаха.

— И сколько твой психологический лимит на жилье?

$20 в день

Могу докинуть, если нравится что-то, или сэкономить. Ну ты знаешь эти лимиты: сначала неделю в хостеле, а потом в отель за 100 в сутки, потому что надоело.

— У меня 25 евро, почти сошлись!

Я написала 20-25 сначала, а потом подумала, что 25 в Азии это огого.

— А работаешь откуда? Дом, кафе, коворкинг? Я вот в кафе вообще не могу сосредоточиться.

Я наоборот дома не могу ничего делать. Хожу в коворкинг или в кофе-шопы. Это где все черное и деревянное, они по всему миру одинаковые, благослови господь глобализацию.

Тут в Азии нормально купить чашку кофе и сидеть весь день в кафе с ноутом. Еда есть не везде, кофе-шоп только для кофе и ноутов.

В Азии еще «третьи места» очень популярны, сейчас вот я сижу на верхнем этаже торгового центра. Это такое общественное пространство с книжным магазином и кучей мини-корнеров, где ты можешь купить все и сидеть везде, вокруг люди тусуются на диванах или за столами, учатся, читают, сидят с ноутами. Открытый вай-фай, отличная скорость, все очень стильно.

В Европе и в России — библиотеки.

— Пользуешься какими-то хитрыми программами, чтобы экономить? Мили копишь? Приложения ставишь? Знаешь лайфхаки как дешево переночевать под мостом?

Кэшбек от рокета, мили от S7 (чтобы к родителям в Новосибирск летать), программа Alfamiles, РЖД-бонусы — кажется, все. Слежу за распродажами на vandrouki.ru, эйрбнб снимаю на неделю, чтобы получить скидос 🙂

Проверяю отели на букинге и агоде, разница бывает до 40%.



9 комментариев
4
themylogin

За американской визой тебе надо ехать в Варшаву!

3
feesh

что за скидка на неделю от airbnb?

4
Маша

Некоторые хозяева на airbnb дают ссылку, если снимаешь жильё дольше недели

2
Антон

Или в Тбилиси, быстро, удобно и город 🔥

3
000

Плачу 50 рублей за сраную СМС-ку, чтобы сохранить номер. Дешевле способа не нашел Есть такая штука: emotion.megafon.ru эта фигня в теории позволяет звонить, например, родителям через инет по стоимости домашнего тарифа. Но последний раз когда тестил меня собеседник не слышал. А вот смс по дешевке послать норм.

3
000

А про справки для шенгена тебе любой знакомый с маленьким бизнесом может нарисовать нужную зп стаж и что там еще нужно. Я в итоге набрал 6 лет стажа в последней справке. Но для таких как мы - с рабочей визой ЕС лучше не палиться=)

1
svet

Хм до того, как я не заморочилась со стабильными прокси в телеге, у меня чертовски постоянно была такая тупая ситуация, когда из команды в 5-15 человек я одна с йотой, и у меня одной телега напрямую либо совсем не работает, либо ходит только текст, и тот с лагами будто диалап.

1
Ника

Дешевле способ - подключить иностранный мобильный номер к интернет-банку. Пользуюсь уже года два иностранным номером с Альфой и всё ок. Надо позвонить в поддержку и попросить это сделать. Потом сходить к банкомату и совершить операцию - вуаля.

1
Илья

Несколько лет назад перенес свою мегафоновскую симку на обслуживание в МТС, с сохранением номера. Делается за полчаса за один визит в любом офисе МТС. Доволен. У них симка без смс и звонков живет полгода или около того.

— Подумывала ли хоть раз сменить паспорт или получить второй? С российским сложновато быть гражданином мира.

Менять паспорт — нет, поработать и пожить в другой стране, получить ВНЖ — с удовольствием. Для меня помимо Азии сейчас интереснее всего Южная Америка, там с визами все хорошо. А шенген, как мы обсудили, не проблема.

Скажем так, проблемы со сменой паспорта кажутся больше, чем итоговый профит. Я бы купила «экономическое гражданство» Сент-китс и невис, если бы у меня были лишние монетки на это. Но пока их нет, меня устраивает моя жизнь без Британской или Австралийской визы 🙂

Знаешь, что бесит? Что как женщине, мне сложнее попасть в Иран или в Кувейт. Черт с ним, с паспортом.

— Джетлаг — факт или выдумка? Ловишь? Борешься?

Это факт, бывает регулярно, когда в Новосибирск лечу. Пару дней не могу спать, хожу как зомби, а потом отрубаюсь на 12 часов.

Таблетосы не пробовала, не люблю.

— Опиши что у тебя в чемодане, помимо одежды. У каждого путешественника есть свой набор, сформированный опытом. Я вот с недавних пор вожу с собой маленькую ложку для обуви, спасает постоянно.

— Вакуумные пакеты для одежды
— Беруши и маска для сна
— Набор фотографий для виз
— Полотенце (да, Адамс всё знал) (кто не читал «Автостопом по Галактике», вообще не понимаю как вы выжили — прим. Вастрика)
— Книга. Нравятся аналоговые на английском, это мои сувениры

И ватные палочки, это просто мастхэв!

— Эээ, палочки? Уши ковырять?

Да.

У меня какая-то зависимость, если уши грязные, я злая и все бесит. Обсессия, серьёзно. Но она безобидная, а без палочек я невыносима, меньшее из зол.

О, и ещё две важные вещи: колода Uno и набор бумажек и фильтров для косяков — идеальный пак для социализации и новых знакомств.

— Ок :D Назови самое странное или необычное место, где тебе приходилось ночевать?

В джунглях национального парка Таман Негара в Малайзии, на деревянных нарах в таком «хайдауте» с крышей без стен с 10 рандомными незнакомцами, которые каким-то образом делали трекинг там же и нашли этот спот.

Ну он там один, хаха, а на земле спать не стоит прям.

— Три самых лучших страны или города для фриланса, где ты была?

— Пенанг (Джорджтаун)
— Тбилиси
— Белград

По соотношению климата, стоимости жизни, количества коворкингов и мест для работы, куда сходить, что посмотреть и коммьюнити.

— А для отдыха? Где самый крутой город?

Если отдохнуть, то не город :) А если город, то Стамбул

— Если не город, то где?

Я люблю подальше от города, на какой-нибудь маленький остров забраться и лежать там не шевелиться. Названия не скажу, а то вы туда поедете и где мне потом лежать.

— Понятно, отдых в формате «я пирожочек». А почему Стамбул?

Ну это я утрирую, сначала пирожочек, а потом 20 км по скалам.

В Стамбуле есть всё, вообще всё! Лучшая еда, бары, все заведения, маркеты, острова, «культура», мечети, хламы, акведук (!). Хамамы, архитектура, Орхан Памук, атмосфера, климат. Лендскейп, паромы, рыбаки, городская жизнь, море. ВСЁ!

А люди там какие. Про еду ещё раз скажу — СЫР! Все, пора в Стамбул опять. Город городов, я перевозбудился.

Про музеи и искусство не сказала. Мосты. Ветка метро из Европы в Азию по дну канала.

На дне!

— В таком образе жизни как у тебя, есть ли место для личной жизни? Или лучше в одного?

Мои последние отношения немного странные и наверное не совсем отношения, хаха. На самом деле мы путешествовали вместе, потом я приезжала к нему, и вот пришлось уехать из-за работы, и вот я еду назад.

Ну потому что я не верю в отношения на расстоянии, мне же не 15. Поэтому как бы есть кто-то в голове, но не рядом, я бы не вешала такие ярлыки. Я вообще отношениями не очень беспокоюсь, иногда я встречаю кого-то и прекрасно, иногда я одна и это тоже прекрасно.

— Вот ты уже 4 года мотаешься по странам. Бывают ли моменты гнетущего одиночества или желания всё бросить и уйти пенсионерить в какой-нить 2гис?

Бывают, я в такие моменты пробую осесть. Но мне нравится работать удалённо, уйти в офис не хотела бы. Сейчас я уже третий месяц в Бангкоке, считаю себя осевшей.

Если устаю, приезжаю к родителям, это всегда помогает. Но я не строю планов «пропрыгаю ещё 3 года, а там и осесть пора», я делаю как нравится. Изменится ситуация, я тоже изменюсь.

— Зато все теперь узнали, что даже в райской жизни фрилансера-диджитал-номада тоже есть тлен и экзистенциальная пустота! Жизнь — боль, хипстерские СМИ — врут!

Нигде нет такой бездны экзистенциального отчаяния, как в жизни фрилансера в Азии. Это настоящее путешествие на край ночи, где тебя ждёт самое пугающее чудовище бездны — ты сам.

Сартр, заткнись, Селин, в сторону!

— Почему бы нам тогда всем дружно не залезть в петлю? Что мешает?

Я бы сказала, что любопытство. Мне очень интересно, что будет дальше. Мыслится, что суицид — это выход для людей без воображения.

Тропический остров — это предел мечтаний для многих, за которым всё. Конец. Вот ты там, и это не так уж сложно, да? И что дальше?

— Вот да. Когда достигаешь мечты, нечего больше хотеть. И что дальше? К чему стремиться?

Принять то, что материальное не даст тебе полного удовлетворения и вспомнить, когда было хорошо, и понять почему. Хотя может у кого-то от свежекупленного айфона сердце бьется чаще, я не знаю, все возможно. Я для себя определила то, что мне интересен опыт и состояния, и у этого пути нет конца.

Когда в РПГ бросаешь квесты и даже не пытаешься, а просто ходишь, исследуешь и невольно представляешь систему классов и структуры, которые использовали разработчики, хаха.

Сейчас я сделаю тебе банально:

«Процесс важнее результата»

— У меня об этом два поста было, но никто не послушал. Может на этот раз сработает. Ладно, давай тут и закончим.

Спасибо, было прикольно. Как сеанс у психотерапевта, только бесплатно :)



1 комментарий
2
Илья

Ушные палочки — зло. (хотя раньше я считал их вторым по важности изобретением человечества после сникерса). Чистить уши этими палочками — травмировать кожу и заносить инфекцию. Особенно в Азии после моря. Я так однажды схватил себе в ухо инфекций с грибами, так потом много месяцев у меня из уха тёк нескончаемый поток жидких соплей, извиняюсь да подробности.

Комментарии 👇
darelas 29 марта 2018 в 08:13 #
3

Причём тут литовцы, если обращайтесь в Американское консульство? Даже если там работает литовцы по национальности, не они решают.

vas3k 29 марта 2018 в 08:26 #
1

darelas, согласен, некорректно сказал. Конечно же под фразой «литовцы говорят» имелось в виду «американское консульство в Литве говорит». Поправил.

riverfall 29 марта 2018 в 08:55 #
8

Очень понравилось интервью, вдохновляет. Иногда есть желание всё бросить и уехать путешествовать :) Тут коллега-немец тоже недавно вернулся из Таиланда, повстречал кучу бэкпекеров, которые уже лет 10 в пути, тоже нарассказывал историй. Про "от себя не убежишь" -- чистая правда. Как ни меняй окружение, то, что внутри остаётся с собой. И про суицид интересные вопросы. Правда, тропический остров это совсем не мечта ) Нет ничего проще лежания на пляже

Вова 29 марта 2018 в 11:46 #
60

Непонятно, выебал ли он её потом.

Dron 29 марта 2018 в 15:54 #
2

Всегда делали справки для консульств на бланке фирм, или ИП,о том что ты у них работаешь, даже если не работаешь.Никто не проверяет и всегда прокатывает.

Yuri 29 марта 2018 в 16:37 #
27

Альбина, если читаешь - не посещала ли тебя мысль о том, что твой образ жизни словно круги на воде от упавшей капли - сильно обусловлен каким-то внутренним траблом? Ну, например, боязнь иметь эмоциональные привязанности или страх облажаться в более серьёзных и важных делах чем monkey-фриланс, что-то в таком духе. Я того же поле ягода в каком-то смысле - умудрился к 30 годам ноль дней проработать "в офисе" и за 6 лет устать от путешествий так, как устают те, кто в моём положении "бросает всё" и уезжает в закат плодить фоточки для инстаграма. С связи с чем я всё больше завидую людям которые годами монотонно ходят на работу и в бассейн по вечерам. И прямо-таки иногда возникает желание самому такую "нору" найти, амбициозно, не правда ли? И сейчас, оглядываясь, мне кажется, что, возможно, меня тянули путешествовать ну какие-то совсем смешные причуды психики. Ты такой вариант не рассматривала применимо к себе? Вижу, что рефлексия в твоих ответах есть, значит ты не можешь не догадываться об этом. Остальных тоже приглашаю к дискуссии, на кнопку в airbnb даже мой дед может нажать, давайте лучше обсудим такой образ жизни в более абстрактном виде.

vas3k 29 марта 2018 в 19:18 #
24

Yuri, вот ради таких комментов я до сих пор их не закрыл. Хотя намереваюсь ежедневно. Спасибо. Вставлю свои пять копеек, может Альбина попозже сама ответит, у неё сейчас глубокая ночь. Я сам размышлял над этим вопросом примерно последние два года. Я хоть не живу по всему миру, но мой образ жизни и отношение многие тоже считают «невзрослым». Бросай свои стартапы, говорят, кончай жить в арендованной хате, заводи детей, найди нормальную работу сеньором в крупной компании и запишись в бассейн. TL;DR: да, мы все больны и травмированы, и это офигенно. А еще выгодно для эволюции. Я пришел к выводу, что любой образ жизни продиктован "внутренним траблом", как ты сказал. То есть абсолютно любое нестандартное поведение человека можно объяснить тем, что произошло у него в жизни. Как в американских ситкомах шутили, что «наверное вас в детстве избивал отец» — универсальная причина всего во вселенной (утрирую, да). Нельзя винить человека за то, что он прошел стандартный путь школа-универ-офис-гроб, так же как и нельзя объяснить почему человек первые 30 лет своей жизни был весь такой свободный хиппи, а потом пошел «как все» работать в компанию (и основал Apple). То и то нормально. Прошлое никого никогда не отпускает и это отчасти отлично, потому что делает всех разными. А еще это полезно с точки зрения эволюции :) Что меня сиииильно смущает во всей этой теме с «эмоциональной привязанность» и «семейной стабильностью» — это выглядит как самый простой путь. Грубо говоря, я ни разу не слышал жалоб от человека, который потратил всю жизнь на путешествия и не успел осесть. Продолжить свой род у всех так или иначе получается, тут природу не обманешь. Но есть подозрение, что если на путь «стабильности» все всё равно так или иначе ступают, то чисто интереснее, пока есть силы и возможности, попробовать несколько других путей для начала. Потому что «устать и забить» ты всё равно успеешь. Кто-то устаёт уже к 25, кто-то к 45, неважно. Намного интереснее, что по моему опыту даже те, кто хотя бы попробовал — намного интереснее тех, кто даже не пытался. Чисто по жизни и по работе. Может потому что их меньшинство? То, что Альбина живет гражданином мира, совершенно не повредит ей через 10 лет лялить пятерых детей в ипотечной однушке на окраине Бердска. Она передаст им весь свой опыт и кругозор, и это пригодится им в жизни куда больше, чем истории как батя на заводе тридцать лет болты из чушек вырезал. Я лично даже когда просто с ней пообщался, сразу решил попробовать замутить что-то эдакое. Почему бы и нет. Мотивирует же. Обосрусь ли я? ДААА! А теперь представь, как это подействует на детей. Будут ли в её истории моменты, о которых она будет сожалеть, мол, просрала кучу времени впустую — конечно. Но такие же моменты будут в истории любого человека, даже если он всю жизнь посвятил самосовершенствованию не выходя из дома. Вопрос в том, о чем будет думать каждый из них умирая — как он офигенно путешествовал по миру (читай: жил для себя) или как стал мастером своего дела (делал хорошо другим). И я не могу тут ответить за всех. Знаю лишь, что в итоге всё равно про обоих забудут. Примерно поэтому я и затеял всю эту штуку с интервью. Я бы с удовольствием пообщался и с полной противоположностью — счастливой матерью (или отцом) 15 детей, например. Но пока такие не обращались ¯_(ツ)_/¯

Ксюша 30 марта 2018 в 05:18 #
16

Не пишу обычно комментарии, но тут прям захотелось вдруг. В первую очередь, сказать спасибо и Вастрику, и Альбине, и комментатору Юрию. И, наверное, свои 5 копеек вставить тоже. Сижу на Бали, идет 4й месяц. Задаюсь постоянно вопросом последнее время: а что есть норма? а что есть моя личная норма? 2 года во Вьетнаме, год между Питером и Сибирью и попытка осесть, которая закончилась тем, что вот я снова в азии и снова совсем не хотела бы отсюда куда-то надолго двигать. где здесь семья, ответственность, вот это все? Может, я от этого бегу? Масло в огонь еще добавляют откровенно странные люди (европейцы, русские и проч.), живущие в азии долгое время. Думаешь: я что, как они? Странное и травмированое существо спорной адекватности?)) Или мне тупо холодно в Сибири? Или норма в том, что у каждого своя норма, и просто нужно радоваться там, где радостно, а не там, где прилично и правильно? «Изменится ситуация, я тоже изменюсь» — вот это интересная и новая для меня сейчас позиция. В общем, спасибо, ребята, дискуссия внутри меня продолжается) приятно знать, что я не одна с этими вопросами справляюсь)

Eugeny 30 марта 2018 в 10:35 #
22

Коллеги, а что вам мешает просто жить, как живется? Странствовать, потому что хочется, и пустить корни, когда захочется. Норма какая-то... Если нет брошенных детей или больных родителей, остальное - все норма. Если нужны какие-то разрешения - скажите, что Евгений Юрьевич разрешил. Это я :-D

Альбина 30 марта 2018 в 14:27 #
14

Начнём с того, что бассейн — великое благо, запишитесь в бассейн незамедлительно. Yuri, мысли об истоках большого побега были. И это такой же способ справиться с собой, (и Вастрик все правильно сказал), в конечном итоге имеет значение только какие выводы ты сделал и каким человеком стал. Сейчас я нравлюсь себе больше, чем 4 года назад, и мира в моей душе тоже больше. Это трансформировалось в путь к себе, хотя начиналось все именно так. Мне знакома эта зависть к людям, у которых есть «место». Я несколько раз пробовала оседать, и это правда помогает на некоторое время, а потом приходит навязчивая мысль «надоехать, ЗАСИДЕЛАСЬ». Отстутствие причин остаться — хорошая причина, чтобы уехать (надо открыть паблос с цитатами меня). Я говорю себе, что не нашла пока чего-то, что было бы интереснее, чем смена пейзажей. Кстати, это желание оседлости привело меня к фулл-тайм работе. Когда у тебя есть такая жесткая привязка ко времени, ты вроде уже и человек ответственный, а не фрилансер какой-то, все как-то стабильнее, предсказуемей — распорядок дня, список задач, все по-взрослому. Ксюша, иди обниму. Мне хорошо это знакомо, чувство оторванности и кто я, и кто они. Это кричат твои отмирающие <s>нейроны</s> шаблоны, навязанные ценности, категории, которыми ты привыкла мыслить и которые больше не описывают реальность вокруг. Это пройдет и ты выработаешь более гибкую систему, наш мозг так здорово это умеет. Или не выработаешь, что тоже хорошо — не потеряется коннект с корнями. Будь уверена, эти странные вокруг тоже смотрят ночью в темный потолок и слушают гекконов — или не слушают и спят спокойно, потому что меньше подвержены рефлексиям, повезло товарищам.

Yuri 03 апреля 2018 в 09:50 #
7

Спасибо всем, кто ответил. vas3k, про психологические штуки я имел в виду немного другое - например, супер-бизнесмен всю жизнь выжимает из себя соки, только чтобы доказать "отцу" что он что-то может, ведь в него никогда не верили. Или тот, кого однажды предали, больше до конца жизни никого по-настоящему не впускает в свою жизнь, из страха пережить эту боль ещё раз. Эти травмы, конечно, добавляют эволюционного разнообразия, и все люди не без этого, возможно. И в это же время я считаю, что страх, желание "доказать" или взять реванш - сильный мотиватор, но бывает и лучше. Ксюша, Привет из солнечного Минска. Согласен полностью, половина беды - жить среди повседневности дома. Вторая половина - обнаружить себя в окружении укурков, сыроедов, просвящённых, акройогов, израильских туристов и всех других выдающихся ребят в Азии. И частенько тот же вопрос возникает: я что, как они? Вопрос открыт. Eugeny, спасибо, осталось получить разрешение от того "Евгения Юрьевича", что внутри себя. Что мешает - вопрос-босс в конце уровня. Альбина, в бассейн уже хожу) а вот сам без фулл-тайм работы, возможна она бы дала мне какой-то ритм в поездках, действительно. ~~~~~~~~~~~~~~~*** Среди калейдоскопа идей по поводу происходящего вокруг, мне очень нравится та, по которой независимо от места мы со временем создаём свою "эко-систему", 100% как "дома". Когда в условном "Гоа" за завтраком я сижу рядом с загорелым бритоголовым русским, который громко, развязным голосом по телефону "разруливает" какие-то финансовые "дела" с Раджешом, который пытается "кинуть на деньги" или "развести на скутер", мне приходит в голову, что этим же он занимался и до поездки сюда. Диссонанс между тихой утренней тропической природой и его интонациями создаёт ощущение того, что, воистину, всё вокруг - декорации, а ты проявляешь себя одинаково в любом месте. Ещё один запомнившийся эпизод - отшельница из Украины, которая уже знает хинди, живёт в джунглях пять лет, курит, пьёт, и рукоприкладывается к "своему" парню-индусу (у него шрам на лбу и вид привокзального бомжика). Вот так в джунглях!!! передо мной возникает анекдотичная история про жену со скалкой и мужа-пьяницу. И зачем ей было куда-то ехать вообще? ~~~~~~~~~~~~ ¯_(ツ)_/¯ ~~~~~~~~~~~~

riverfall 03 апреля 2018 в 14:15 #
5

Yuri, есть меткое выражение "главная тюрьма в голове". Можно десяток раз менять места, жён и друзей, но пока не изменишься сам -- повсюду будешь находить примерно одно и то же. Конечно, бытие определяет сознание, но, кмк, этот процесс изменения "снаружи внутрь" идёт куда медленнее, чем когда личный характер определяет окружение. Сюда же поговорки "я ленивый, но как только меня компания мечты наймёт, вот я сразу работать начну!" и т.д. Еще интересная заметка по теме http://staskulesh.com/2013/08/green-grass/

Eugeny 25 апреля 2018 в 13:51 #
2

Не по основной теме, но все-таки в продолжение разговора: Notion все-таки себя достойно проявил?

vas3k 25 апреля 2018 в 13:52 #
2

Eugeny, поставил, но пока что-то не смог заюзать для чего-то полезного. Для простых заметок оверкил, а как замену конфлюнсу попробовать так и не удалось.

Нео Ветров 11 июня 2018 в 11:58 #
4

Очень круто, что молодые люди могут так жить - это будущее, и так как такой образ жизни ещё скорее исключение, чем правило - приходится набивать шишки.

Константин 25 июля 2018 в 11:14 #
3

Вова, нет, интервью же через телеграмм было. Отличное интервью, прочитал на одном дыхании. Спасибо!

Василий 27 июля 2018 в 11:53 #
4

Спасибо за такое интересное интервью и комментарии!

Никита 04 сентября 2018 в 09:34 #
1

Спасибо за статью, очень интересно было читать.

valilenk 18 сентября 2018 в 19:37 #
3

Обнимемся, травмированные)

un4gtn 20 октября 2018 в 12:21 #
7

Помоему я проёбываю свою жизнь...

Антон 08 ноября 2018 в 15:33 #
3

Ха, а я вот лет до 30 гражданомирил, не выезжая из города. Работа была постоянная, но не офисная, с возможностью часами бродить по округе, меняя пейзажи или пялясь в один пейзаж. Но лучший ландшафт для трипов - "глубокие внутренние миры" окружающих людей (и свой собственный тоже). Вообще можно с места не вставать, получая дикую смену впечатлений.

Cave 25 апреля 2019 в 21:02 #
4

А я сидела на попе ровно, потом решила, что Москва меня угнетает и потому придется попробовать свалить, поступила на магистра, чтобы потом с новыми горизонтами найти работу в крутой европейской компании, нашла крутую европейскую компанию и поняла, что теперь у меня слишком широкие горизонты для обычной пятидневки в офисе. И все, вилы, привет экзистенциальный кризис, сколько лет, сколько зим

matroskin 05 июня 2019 в 09:06 #
1

vas3k, Eugeny, https://standardnotes.org для простых заметок норм штука. юзаю уже не один год.

aabp 05 июня 2019 в 21:09 #
5

"суицид — это выход для людей без воображения." - Шикарная формулировка.

Алексей 24 августа 2019 в 18:23 #
3

Очень вовремя наткнулся на твой блог и эту статью в частности. Давно сформулировал для себя идею, что для того чтобы спокойно осесть на одном месте, нужно объездить как можно больше мест. То есть просто пройти определенный путь.

Ivan Kondzerau 24 декабря 2019 в 06:06 #
7

vas3k, не соглашусь, что путь "семьи-карьеры" - лёгкий. Это как раз один из самых тяжёлых путей, если идти по нему не на отъебись, а с отдачей по полной программе.
Ты же всегда когда от чего-то уходишь и что-то в жизни меняешь, чувствуешь облегчение, потому что бросаешь накопленный балласт нерешённых проблем, трудных взаимоотношений.
Так вот, а теперь попробуй не бросать? Когда как на подводной лодке, или она плывёт и всё охуенно, или "Привет, дно!"
Однако, не один путь не лучше другого. Главное быть честным с самим собой. Если тебе нравится путешествовать, менять окружение, то не стоит пытаться в семью, потому что "уже, вроде, пора". Верно и обратное, если ты любишь дом-семья-карьера, не нужно сбегать в непонятные путешествия - от себя не сбежишь.

Орхан Мамедов 28 января 2022 в 12:22 #
1

Ну вот и я прочитал, спасибо

Еще? Тогда вот